В настоящее время перед образовательными организациями постоянно возникают новые проблемы, решение которых делает очевидным такое управление, которое обеспечивало бы их адаптацию к динамично меняющейся окружающей среде.
Сегодня в большинстве организаций реализуются мероприятия по повышению производительности труда на основе внедрения бережливых технологий.
Бережливые технологии, которые сначала появились в промышленности, теперь применяются не только в государственных учреждениях образования, но и в частных школах, и даже в детских дошкольных учреждениях.
Бережливое управление – это концепция менеджмента, основанная на постоянном стремлении к выявлению и устранению всех видов потерь, возникающих в процессе деятельности организации. Суть бережливых технологий в том, что в учреждении сокращаются так называемые «издержки» – то есть лишние действия сотрудников, непрофильная для них работа, и в результате повышается производительность труда.
Основной целью внедрения бережливых технологий в образовательной организации является оптимизация внутренних процессов, что позволит повысить качество предоставляемых образовательных услуг с максимальной ориентацией на потребителя.
Бережливые технологии в ДОУ – это, по сути, эффективное управление временем сотрудников. Использование их в работе открывает педагогу новые возможности, сокращает время на выполнение необходимого действия, стандартизирует рядовые операции, уменьшает время, затраченное на подготовку к профессиональной деятельности.
Инструменты бережливого производства позволяют эффективно воздействовать на образовательный процесс, выявлять недочеты в системе образования и за короткий срок добиться значимых результатов по их устранению.
Использование инструментов бережливого производства в образовательной организации способствует:
эффективной реализации федеральных государственных стандартов
улучшению образовательного процесса, оптимизации работы,
повышению качества образования,
обеспечению стандартизации и визуализации учебного процесса,
сокращению временных и финансовых потерь,
повышению трудоспособности сотрудников и сохранению человеческих ресурсов,
развитию образовательной организации.
Кроме того, бережливые технологии могут стать дополнительным воспитательным средством. У воспитанников, находящиеся в атмосфере бережливой среды и формирующиеся в ней как личность, приобщатся к культуре бережливого производства и усвоят бережливый стиль мышления и образа жизни.
Бережливое производство – это инновационная схема управления процессами в различных областях деятельности человека, целью которых является более эффективное их функционирование, оптимизация деятельности всех сотрудников учреждения.
«Бережливые технологии в ДОУ» – технологии, направленные на повышение эффективности и улучшения качества услуг в дошкольных образовательных организациях, сокращение различных видов потерь во всех сферах деятельности ДОУ, развитие критического мышления сотрудников.
Основными ценностями бережливых технологий являются:
признание человеческого ресурса как главного источника создания ценности;
своевременное выявление изменений требований общества с целью улучшения качества процессов и услуг;
снижение потерь.
Внедрение технологий бережливого производства в ДОУ способствует: воспитанию у детей, родителей (законных представителей) и педагогов бережливого мировоззрения, которое так необходимо в наше время.
Для практики деятельности образовательной организации типичными являются следующие виды потерь:
1. Запасы: устаревшие базы данных и информация, избыточные архивы, незавершенные дела.
2. Дефекты: ошибки и пропуски в данных, непонятные требования, инструкции.
3. Перепроизводство: лишняя переписка, выполнение работы, не создающей ценности, подготовка ненужных отчетов в электронном и бумажном виде, изготовление лишних копий документов.
4. Излишняя сложность процессов, лишние шаги процессов: нечеткие должностные инструкции, дублирование выполняемых функций.
5. Ожидание: длительные сроки согласования и принятия решений, ожидание в очередях, ожидание информации и другие административные барьеры.
6. Лишнее передвижение: непрофильная работа (за обслуживающий персонал), передача информации на следующий этап вручную.
7. Лишнее перемещение: излишний документооборот, архивирование документов; неэффективность внутренних систем коммуникации (накопление непрочитанных сообщений и т.п.)
Ликвидировать эти потери в деятельности образовательной организации можно, используя методы и инструменты бережливого производства.
ДОКУМЕНТЫ
Национальные стандарты РФ “Бережливое производство”
ГОСТ Р 56020-2014 Бережливое производство. Основные положения и словарь
ГОСТ Р 56404-2015 Бережливое производство. Требования к системам менеджмента
ГОСТ Р 56407-2015 Бережливое производство. Основные методы и инструменты.
ГОСТ Р 56906-2016 Бережливое производство. Организация рабочего пространства (5S)
ГОСТ Р 56907-2016 Бережливое производство. Визуализация
ГОСТ Р 56908-2016. Бережливое производство. Стандартизация работы
ГОСТ Р 57524-2017 Бережливое производство. Поток создания ценности
ГОСТ Р 56405-2015 Бережливое производство. Процесс сертификации систем менеджмента. Процедура оценки
ГОСТ Р 56406-2015 Бережливое производство. Аудит. Вопросы для оценки системы менеджмента
ГОСТ Р 57523-2017 Бережливое производство. Руководство по подготовке персонала
Документы регионального уровня
Документы муниципального уровня
ИДЕИ /ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ОБУЧЕНИЕ
Во исполнение поручений губернатора Кузбасса по внедрению бережливого производства в Кемеровской области, с целью включения МБ ДОУ “Детский сад № 22” по внедрению принципов бережливого производства, для педагогических работников был проведен обучающий семинар “Внедрение бережливых технологий в систему дошкольного образования”. Старший воспитатель, Ширяева О.Н. познакомила педагогов с основными подходами внедрения бережливых технологий.
ПРОЕКТ
Презентация лин-проекта "Оптимизация процесса уборки игрушек в средней группе"
Паспорт лин-проекта "Оптимизация процесса уборки игрушек в средней группе"
Паспорт лин-проекта "Оптимизация процесса дежурства"
Презентация лин-проекта "Оптимизация процесса дежурства"
Паспорт лин-проекта "Утренний прием в ДОУ"
Презентация лин-проекта "Утренний прием в ДОУ"
Паспорт лин-проекта "Оптимизация временных затрат сбора на прогулку"
Презентация лин-проекта "Оптимизация временных затрат сбора на прогулку"